Алексей Бобко

Бизнес-консультант, менеджер по развитию ключевых клиентов в консалтинговой компании Witology

Знания — путь к победе. Интервью с победителем краудсорсингового проекта «Сбербанк-21» Алексеем Бобко

Алексей Бобко стал победителем краудсорсингового проекта «Сбербанк-21» на площадке Witology.

Проект был приурочен к празднованию 170-летия Сбербанка. Его основной темой стало использование новейших технологий для управления сложными процессами в течение следующих 10 лет.

Алексей известен как бизнес-консультант, бизнес-тренер в одной из передовых бизнес-школ. Его проект «Д.А.Коллекшн», оказывающий услуги в области консалтинга и тренингов, является лидирующим в сфере профессионального коллекшна. Алексей также работает Менеджером по развитию ключевых клиентов в консалтинговой компании Witology, занимающейся краудсорсинговыми технологиями. В нашем интервью Алексей делится впечатлениями от проекта «Сбербанк-21».

1. Что побудило Вас участвовать в конкурсе?
По правде сказать, цель была проста — выиграть iPad. Изначально планшет был моей ключевой мотивацией. Только позднее я узнал о том, что участие в конкурсе предполагает дополнительные призы и возможности, которые меня заинтересовали существенно больше. Забегая вперед, скажу, что благодаря проекту я познакомился с такими людьми, как Герман Греф и Виктор Орловский.

2. С какими мыслями Вы начали работать над проектом? Вы стремились к победе, или же изначально Вами двигало только любопытство?
Поначалу я хотел лишь попробовать свои силы. Но именно такой подход и предопределил мой успех. Для участия в конкурсе я прошел отбор из 5 000 кандидатов, что уже само по себе стало важным событием. Когда во время первого вводного вебинара я услышал, что конкурс не будет простым, что это серьезная работа, то понял — к проекту следует подойти максимально ответственно. На четвертый день я впервые попал на первую строчку рейтинга, что стало приятной неожиданностью. Именно тогда мне стало ясно — я здесь ради победы, которая приобрела для меня гораздо большее значение, чем материальные призы.

3. Расскажите подробнее о том, как прошла Ваша встреча с Германом Грефом.
Это было грандиозное событие. Встреча не была похожа на формальное собрание с заранее продуманным сценарием. Это был разговор по душам: о жизни, стране, перспективах и личностном развитии. Было очевидно, что Герман Оскарович делился своим не только профессиональным, но и жизненным опытом. Он старался показать различные грани явлений и событий, объяснить, как лучше на них реагировать и на что обращать внимание. Разговор явно вышел за рамки бизнес-завтрака, потому как завершился уже к обеду — почти 2,5 часа мы могли общаться с президентом Сбербанка в неформальной обстановке! Конечно же, у нас была возможность задавать свои вопросы Герману Оскаровичу, чем смог воспользоваться и я. Абсолютно точно могу сказать, что эту встречу я запомню надолго.

4. После встречи с Грефом Вы написали в своем блоге: «С Германом Оскаровичем Грефом лично для меня будущее Сбербанка вполне понятно и прозрачно. Это банк, который в самом ближайшем будущем выйдет на лидирующие позиции в мире среди всех банков». На чем основана Ваша уверенность в успешности Сбербанка?
Я не провидец, но моя уверенность основана на том, что в Сбербанке есть настоящий Лидер. Лично я считаю, что многое зависит от человека, который стоит во главе команды. В Сбербанке таким человеком является Герман Греф: его сила и энергетика ощутимы с первых минут общения. Безусловно, один в поле не воин, и большая ответственность возлагается на каждого сотрудника, но именно руководитель ведет команду к успеху. Да и команда Германа Оскаровича, с которой я познакомился, внушает подобную уверенность в успехе. Виктор Орловский, к примеру, заслуженно признан одним из лучших профессионалов в своей сфере.

5. Что нового Вы узнали в процессе участия в конкурсе? Каких знаний Вам сейчас не хватает? Что было бы интересно узнать?
Во-первых, я узнал, что такие проекты и технологии вообще существуют, я имею в виду краудсорсинг. Во-вторых, что команда может за малые сроки выполнить огромное количество разносторонних задач в больших объемах. В-третьих, что люди ближе, чем кажется. Во время проекта мы взаимодействовали в Сети, находясь в разных городах и странах.

До участия в проекте я не был знаком со спецификой социальных сетей, не владел навыком подготовки нестандартных презентаций. Мне не хватало знаний в области банковского дела, маркетинга и дизайна. Благодаря участию в конкурсе «Сбербанк-21» я значительно расширил свой круг интересов и продолжаю развиваться, чтобы быть более подготовленным к различным ситуациям, быть в теме. Мне интересно все, поскольку знаний много не бывает.

7. Как Вы считаете, успешно ли прошел конкурс «Сбербанк-21»? Будут ли устраиваться подобные краудсорсинговые проекты?
Да, конкурс прошел успешно, и тому есть ряд доказательств. Например, даже спустя полгода интерес к нему не угас. В интернете и сейчас можно найти большое количество видео на тему краудсорсинга и проекта «Сбербанк-21».

Что касается новых проектов, то за прошедшее время их было организовано несколько. И это только те, о которых мне известно, — наверняка были и другие. Различные организации смогли решить свои задачи в короткие сроки, сэкономив при этом ресурсы. И сейчас, к примеру, можно принять участие в краудсорсинговых проектах, которые проводит все та же компания Witology.

8. Планируете ли Вы выступить в качестве организатора собственного краудсорсингового проекта? На какую тему?
Планировать и организовать — разные вещи. Задумки есть, но раскрывать их раньше времени не считаю нужным. Без серьезной подготовки лучше не стартовать такие проекты. Однако я знаю, что нужно для их организации, поэтому такой проект в будущем не исключен.

9. Как Вы считаете, краудсорсинг — это действительно новый стандарт образовательных технологий?
Нет, краудсорсинг — это скорее новый стандарт коллективной работы. Однако краудсорсинговые технологии действительно могут многому научить. Здесь нет привычных организационных шаблонов и ограничений, нет должностей и привилегий. Дан проект, поделенный на этапы. В нем ты и твой багаж знаний, а также десятки, сотни, а иногда и тысячи других участников, нацеленных на победу. А это значит, что придется научиться объединяться и взаимодействовать с людьми, отличными от тебя по возрасту, образованию, гражданству и жизненной позиции. Придется научиться разрабатывать и предлагать самые решения, которые могут и не принять с первого раза от человека, который пока ничего не достиг в рамках проекта. Наконец, придется научиться мотивировать себя и оперативно действовать в динамичных условиях.

В результате меняется ваш подход к даже самым сложным ситуациям. К примеру, если передо мной сейчас поставят масштабную задачу, которая потребует быстрого и эффективного решения, то действовать я буду спокойно и планомерно, опираясь на опыт, приобретенный в «Сбербанке-21».

10. Каким Вы видите образование будущего?
В первую очередь, оно должно быть максимально приближенным к реальным потребностям жизни и бизнеса. С одной стороны, полезно опираться на опыт прошлых лет, с другой — необходимо идти в ногу со временем, а еще лучше — опережать его.
Также очень важно давать возможность учащимся изучить бизнес-процессы с разных сторон. Выпускники наших вузов не имеют реального представления о том, как функционируют организации изнутри. Я уверен, что на 4-5 курсах необходимо ввести предмет по расширению бизнес-кругозора и приглашать на лекции реальных практиков (представителей различных организаций). Только так будущие специалисты смогут узнать: как проходит испытательный срок, на что обращает внимание работодатель, как вписаться в коллектив и как в нем выжить, как быстро подняться по карьерной лестнице и многое другое. А еще лучше — показать, чем отличаются подходы к работе в различных организациях (банках, сырьевых компаниях, государственных учреждениях), в том числе иностранных.

11. Существует ли у Вас негласный свод правил, этические нормы, которыми Вы руководствуетесь в своей профессиональной деятельности?
Да, такие правила есть. Прежде всего, я отношусь к другим так, как хотел бы, чтобы относились ко мне. И не обещаю клиентам воздушные замки, потому что понимаю, как важна репутация, которую заслуживаешь годами, а потерять можно за одну секунду. А честное отношение к клиентам — одна из важнейших составляющих репутации. Если я или организация, чьи интересы я представляю, может дать клиенту то, что он хочет, — так и будет. Варианты, где необходимо навязать товар или услугу, — не для меня.

12. Как Вы полагаете, что необходимо для достижения успеха? Благодаря чему Вы смогли добиться таких результатов?
Три основных значимых для меня фактора: поддержка семьи, самомотивация и работоспособность. Я перечислил их в порядке убывания по приоритетности. Но был и еще один секрет. Все 5 недель я спал по 4 часа в сутки, что позволяло мне делать намного больше заданий. Как это мне удалось — разговор отдельный, но больше я таких подвигов не повторяю.

13. Кроме победы в краудсорсинговом проекте, есть ли еще какие-либо проекты, в которых Вы преуспели?
Да, такие проекты были и есть. В 2010 году, еще до конкурса, я стал учредителем собственного бизнес-проекта «Д.А.Коллекшн», который предоставляет услуги в области консалтинга и обучения. Проект стал лидирующим в своем направлении, а нашими клиентами являются крупнейшие организации на рынке, например Райффайзенбанк, Сбербанк и «oscow Business School.

14. Сейчас Вы работаете Key Account Manager (менеджером по работе с ключевыми клиентами) в компании Witology, предлагая клиентам решение их задач с помощью краудсорсинговых технологий. Это участие в конкурсе так повлияло на выбор места работы?
Конкурс познакомил меня с краудсорсингом. С руководством и сотрудниками Witology (именно на их платформе и проходил конкурс) я смог познакомиться как победитель. Еще тогда стало понятно, что у нас есть общие интересы в плане взаимодействия. После небольшой паузы я свой выбор сделал, и сейчас у меня есть возможность работать в перспективной компании и заниматься делом, в котором я компетентен. Поэтому мое трудоустройство можно смело отнести к результатам проекта «Сбербанк-21».

15. В 2008 году Вы проходили обучение на программе MBA Start в Moscow Business School. Пригодились ли Вам эти знания в конкурсе «Сбербанк-21»?
Я не смогу выделить конкретные знания, которые мне пригодились. Я получил разностороннее образование (по программе MBA прошел 15 различных модулей) и постоянно применял их на практике — в результате эти навыки сложились в единое преимущество. Поэтому когда мне необходимо решить сложную задачу, я не задумываюсь над тем, какие знания применить, просто делаю то, что нужно. На конкурсе наиболее востребованными были знания в области менеджмента, экономики, маркетинга и управления проектами. Очевидно, мне удалость проявить свою компетентность по этим вопросам.

16. Планируете ли вы дальнейшее обучение в Moscow Business School?
Планирую. Например, сейчас знакомлюсь с направлениями и программой магистратуры.