25 техник и инструментов, которым стоит учить руководителей

top banner
25 техник
и инструментов,
которым
стоит учить
руководителей

Что необходимо знать руководителю для эффективного управления компанией — вопрос, который хотя бы однажды задавал себе сотрудник, планирующий идти на повышение. Реалии делового мира таковы, что быть профессионалом узкой отрасли давно неактуально. Чтобы оставаться перспективным менеджером, нужно непрерывно повышать свои навыки, изучая новые методы результативной работы, а также взаимодействия с персоналом или бизнес-партнёрами.

Рассмотрим топ компетенций руководителя, те знания, умения и навыки, которыми обязан владеть современный управленец, желающий достичь успехов на карьерной лестнице.

Чему обучать руководителей: топ-25 инструментов и техник управления

Актуальный инструментарий, в первую очередь, касается менеджмента организационных процессов, коммуникации с персоналом, и только потом — личностных качеств руководителя.

Постановка задач

Как оказалось, на практике грамотно сформулировать техническое задание способен не каждый руководитель. Дело не в отсутствии опыта или слабой квалификации — современные проблемы требуют прогрессивных решений. Чтобы обучиться такой нетривиальной технике, нужно отслеживать актуальные тенденции управления персоналом, независимо от отрасли.

Контроль рабочего процесса

Производственный менеджмент считается одним из сложнейших направлений МБА подготовки. Для него мало получить диплом о высшем образовании — специализация должна строго соответствовать рабочей отрасли управленца. С учётом этого подбираются инструменты и методики контроля, соответствующие действующим нормативам предприятия.

Обратная связь с сотрудниками

Начальник всегда должен быть на связи, даже когда рабочий день давно закончился. Правильная организация корпоративных чатов, как в рамках офиса, так и вне его, помогает приступать к задачам без промедлений даже в случае срочной корректировки. Помимо этого, постоянное общение между отделами способствует здоровому микроклимату коллектива.

Расчёт человеческих ресурсов

Под определением HR-менеджмент многие до сих пор понимают работу кадровика и рекрутёра, хотя в обязанности специалистов входит гораздо больше пунктов. Например, правильное построение штата за счёт отбора соискателей не по «красивому» резюме, а реальным навыкам, увидеть которые опытный босс сможет на первом же собеседовании.

banner

Корпоративная дисциплина

Пункт, напрямую следующий из предыдущего. Каждая отрасль требует индивидуального подхода к самому понятию трудовой дисциплины — где-то хватает дресс-кода и униформы, другие вынуждены искоренять массовую безынициативность или проблемы с исполнительностью. Твёрдая рука директора здесь в такие моменты обязана буквально затвердевать.

Планирование оплаты труда

Управление финансами, на первый взгляд, сводится к банальной бухгалтерии, но только не в случае крупных корпораций, где на счету каждая «копейка», а сроки аванса жизненно необходимы. Сюда же относят эффективное освоение внутренних капиталов, дабы ни на одном из уровней не возникало сомнений в справедливом окладе за конкретную должность.

Расчёт размера зарплаты

Ещё один денежный инструментарий. Так называемая рыночная стоимость специалиста всё чаще звучит в названиях тренингов для высшего руководства. Оно и понятно — уважающая себя организация будет заинтересована в том, чтобы обеспечить своему штату достойные премиальные, стимулирующие выплаты, отпускные, материальную помощь и т.д.

Мотивация коллектива

Междисциплинарный навык, который относится к эйчару и личностным качествам начальника. Харизматики среди менеджеров стали природной редкостью, тем ценнее специалист, воспитавший в себе истинного лидера. С ним каждый подчинённый будет готов исполнять кажущиеся невозможными задачи, а их достижение станет превратится в общую победу.

Оценка трудоспособности

Согласно последним исследованиям, до 75% результатов продуктивного управления зависят от такого лидерского качества как эмоциональный интеллект. Развивая его, начальник любого из уровней сможет определять эффективность штата, не используя формальные инструменты. Сюда же можно добавить пункт о повышении зарплаты, как один из наиболее проблемных.

Принятие сложных решений

Увольнения, реорганизация предприятия или оптимизация производства — всё перечисленное рано или поздно становится причиной, когда шеф вынужден принимать непростые решения. К внешним факторам отсылают управление в условиях риска — неутихающие экономические кризисы и нестабильный курс валюты ставят эту технику в список обязательных.

banner

Организация совещаний

Совещаний, обсуждений, презентаций, летучек и планёрок в расписании должно быть столько, чтобы каждая встреча с коллегами не приносила ущерб производству. Другой вопрос — каждое собрание обязано выстраиваться по принципу круглого стола с максимальной визуализацией прогресса. Этому и обучаются менеджеры на соответствующих тематических курсах.

Развитие компетенций подчинённых

Непрерывной обучение персонала, повышение квалификации и личных умений — залог успешной конкуренции на трудовом рынке. Заинтересованный в финансовом успехе компании начальник обязательно организует доступ к образовательным программам за счёт предприятия.

Управление рисками

Риск-менеджмент становится перспективнейшей отраслью знания, хотя на сегодняшний день такого специалиста могут позволить себе только корпорации, работающие на федеральном или международном уровне. Тем ценнее руководитель, обладающий подобным навыком.

Навыки ораторского мастерства

Основы коммуникативной культуры начальника закладываются ещё в программе высшего профильного образования, но далеко не каждый понимает, как правильно их развивать. Недаром риторика входила в список обязательных античных наук — уже древние греки понимали, насколько важно умение правильно изъяснять собственные мысли.

Невербальные навыки

Высшая ступень делового оратора — одним жестом или вздёрнутой бровью показать своё недовольство или наоборот, похвалить подчинённого, не вызывая зависти коллег. Для начала хватит общего представления о подобных технологиях коммуникации, понимание придёт с ежедневной практикой, желательно сочетаемой с обычным вербальным общением.

Тактика ведения переговоров

Курсы обучения бизнес-переговорам получили мировую известность ещё в далёкие восьмидесятые, теперь такими семинарами, мастер-классами и консалтингом не удивить никого. Тем не менее, базовые знания помогут начинающему управленцу заключать сделки на взаимовыгодных условиях даже в разгар экономического кризиса.

Снятие эмоционального напряжения

Своевременный отдых — залог продуктивного рабочего дня, и часто от наличия отдельной комнаты, где персонал может сделать законный перерыв, зависит здоровый климат коллектива. Организация такого пространства, активного отдыха всем отделом, а также корпоративов — целая наука, которой тоже реально обучиться на соответствующих творческих семинарах.

banner

Разрешение конфликтных ситуаций

Если же над офисом нависла туча неразрешимых споров, шефу периодически приходится выступать в роли мудрого царя Соломона, примиряя конфликтующие стороны. В непростых ситуациях, когда момент упущен, возникают риски превратиться из миротворца в спортивного рефери, что для мира взрослых и состоявшихся деловых людей категорическими недопустимо.

Практическое применение трудового кодекса

Каким бы скучным ни звучал этот пункт, руководитель буквально головой отвечает за соблюдение трудового законодательства, и чем ответственное отрасль, тем выше ставки. Теоретическая переподготовка никогда не бывает лишней, а в реалиях регулярно обновляющихся распоряжений государственных структур юридически подкованный директор на вес золота.

Нормирование труда в рамках организации

Родственная корпоративной дисциплине методика, но уже с опорой на тот самый Трудовой кодекс. Соединить амбициозный проект с минимальными затратами, максимальной отдачей персонала и элементарной этикой возможно только на базе законодательной теории.

Стандартизация производства

Своеобразным эталоном внутренней бюрократии фирмы является документ, отражающий её политику с прописанными требованиями по качеству выпускаемой продукции. Здесь на помощь идущему к повышению по службе руководителю приходит, как классический производственный менеджмент, так и смежные с ним профили профессиональной переподготовки.

Проект-менеджмент

Управление проектами входит в Топ-5 курсов МБА с наибольшим количеством абитуриентов по России. Это универсальная дисциплина, которая даёт необходимый базис навыков, чтобы вести процесс работы со стадии возникновения идеи до выхода к потребителю. Даже основной квалификации будет достаточно для выведения фирмы на новый организационный уровень.

Контроль стресса

Одним из ключевых личностных качеств в современной деловой среде является стрессоустойчивость. Однако, понятие управления стрессами или активации навыков, облегчающих работу в сложных управленческих условиях, незаслуженно обходят стороной. В такие программы входит максимум практики по техникам психологической разрядки.

Тайм-менеджмент

Время превыше всего, особенно когда речь касается растущей прибыли. Оптимизировать рабочий процесс помогут не только методики Agile, Scrum или Kanban — для таких случаев созданы десятки алгоритмов, упрощающих многозадачность. С другой стороны, даже сам шеф не застрахован от прокрастинации, губительной для дорогостоящих проектов и «горящих» сроков.

Делегирование своих полномочий

Последний, но крайне важный инструментарий — грамотное перераспределение управленческих обязанностей между заместителями и менеджерами высшего звена. В конце концов, руководитель — тоже человек, а его профессиональные возможности нуждаются в поддержке. Именно отбору кандидатов на столь ответственные должности и посвящено обучение.

banner

Чему учат руководителей на курсах MBA?

Moscow Business School предлагает ведущие обучающие разработки по профилю Магистр Делового Администрирования, которые делятся на четыре основные программы:

Mini MBA

8 ознакомительных модулей продолжительностью до 12 месяцев. Все занятия проходят в удалённом режиме с возможностью получить нужные практические навыки.

MBA Start

15 модулей с углубленными теоретическими лекциями по самым востребованным направлениям и управленческим отраслям.

MBA Professional

Подготовка специалистов с нуля, сочетание аудиторных очных и дистанционных форматов обучения. Срок — до 22 месяцев, в зависимости от расписания.

Отраслевые MBA

Непосредственно для руководителей высшего звена и владельцев бизнеса. 16 модулей и одна узкопрофильная специализация на выбор.

Кроме того, развитию личных навыков и профессиональных компетенций посвящены десятки онлайн-курсов переподготовки, бесплатные еженедельные вебинары и консалтинг лекции.

Лучшие навыки руководителя — выводы

Резюмируем сказанное:

  • Умение находить общий язык с сотрудниками лежит в основе большинства профессиональных инструментариев руководителя.
  • Тайм-менеджмент — важнейшая основа успешного производства.
  • Выстраивание дисциплины внутри коллектива способно решить большинство задач.
  • Работники должны быть мотивированы на непрерывное развитие.
  • Способность разрешать стрессовые или конфликтные ситуации спасёт организацию от внутренних проблем на всех этапах профессиональной деятельности.
Главное, о чём нельзя забывать руководителю, что для своих сотрудников он — личный пример успеха, моральных качеств и грамотного выстраивания отношений. Начальство, поддерживающее авторитет без какого-либо ущерба рано или поздно приведёт компанию к высоким достижениям.
author

Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела

[x]